Окраска морских судов и военных кораблей - кратко о технологии
Подготовка к окраске
Чтобы окрасочная пленка прочно прилипла к поверхности, соблюдают определенные правила окраски речных судов. Подготовительный этап включает следующие мероприятия:
- Если старое покрытие находится в удовлетворительном состоянии, его очищают от пыли и грязи, обрабатывают содовым или мыльным раствором и промывают чистой водой.
- Влажным куском парусины, посыпанным цементным порошком, оттирают въевшиеся пятна. Участки с разбухшей и отслаивающейся краской защищают жесткими щетками.
- Пористые и торчащие края полируют с помощью пемзы или шкуры. Если новая краска отличается по химическим свойствам от предыдущего покрытия, старый слой удаляется полностью. С целью ускорения снятия остатков устаревшего покрытия предусмотрено использование современных инструментов и химических средств. Речь идет о специальных смывках, которые размягчают красящие и масляные вещества.
- Кроме зачистки, окраска корпуса судна подразумевает избавление поверхности от ржавчины. Отбивание ржавчины осуществляется вручную кирками или механическими способами. Металл протирается насухо и обезжиривается скипидаром или уайт-спиртом. Не допускается наличие жирных разводов и пыли.
- В нормативах окраски судов уделяется особое внимание бережному обращению с оцинкованными и алюминиевыми поверхностями. При проведении зачистки запрещается применять острые предметы (скрябки и стальные щетки), иначе повредится цинковый слой. Остатки лакокрасочного материала убирают смывкой СД и зачищают штателем с тупыми краями.
- Зачищенную металлическую поверхность, которая расположена на открытом воздухе, грунтуют в течение суток. Внутренние конструкции могут оставаться без грунтовки не дольше чем 36 ч.
- Если окраска морских деревянных судов выполняется впервые, поверхность необходимо хорошо просушить. Следы смолы и сучки вырубают стамеской. Чтобы добиться качественного покрытия, требуется провести «вытяжку» смолы. Когда все шероховатости устранены, конструкцию покрывают олифой. Оптимальные условия для проведения такой процедуры – теплый солнечный день. Олифа быстрее впитается в дерево, если жидкость предварительно подогреть на водяной бане.
Плохая подготовка поверхности ухудшает защитные свойства краски и снижает ее износостойкость.
Технология окраски судов в покрасочных камерах
Покраска кораблей, морских судов и подводных лодок осуществляется как ручным, так и механизированным способом. Последний из них применяется в том случае, когда речь идет об окрашивании ровных поверхностей, занимающих большую площадь.
Производительность механизированной окраски на порядок выше, чем использование кистей. Однако следует учитывать, что расход материала увеличивается в несколько раз. Труднодоступные участки гораздо легче покрасить вручную. Кистевая окраска гарантирует более стойкое сцепление окрасочной пленки с поверхностью.
Услуги покраски кораблей оказывают многие промышленные и коммерческие организации.
Технологический процесс окраски судна краскораспылителем заключается в нанесении краски в определенном положении, а именно - от подветра к наветру. В закрытых помещениях, оснащенных вытяжной системой, распыление выполняется от вентиляции.
Для образования равномерной красочной пленки оборудование плавно перемещают. Распылитель держат на расстоянии не менее 25 см от поверхности. Придерживаются перпендикулярного направления струи по отношению к участку окрашивания. Каждую следующую полоску наносят таким образом, чтобы она закрывала предыдущую хотя бы на 1 см.
Когда краскораспылитель окажется на уровне нижней или верхней кромки, оборудование отключают на несколько секунд. В этом случае удается снизить риск подтеков.
Результат окрашивания во многом зависит от грамотного выбора размера сопла и уровня давления подаваемого воздуха. Как правило, к промышленным распылителям прилагаются паспорта, где указаны рекомендации производителя по соотношению вязкости краски и диаметра сопла.
Под высоким давлением лакокрасочных материалов (ЛКМ) расходуется больше, если используется широкое сопло. Для регулировки количества поступающей в распылитель краски на бачке прибора устанавливают редуктор. Пульсирующая струя свидетельствует об избыточном воздухе и недостатке красящего вещества. В противоположной ситуации, когда из устройства вылетают крупные брызги, следует увеличить подачу воздуха и уменьшить количество краски.
Внутренние помещения, где планируется проводить работы с краскораспылителем, оборудуют хорошей вытяжкой. В противном случае работники обязаны надевать респираторные маски, защитные перчатки и костюмы. Кратко перечислим порядок действий при окраске судов:
- До начала проведения операции проверяют работоспособность краскораспылителя. Требуется удостовериться, что шланги и крышка бачка герметично соединены между собой.
- В отключенном состоянии на время перерывов распылитель помещают в емкость, содержащую чистый растворитель с целью предотвращения засыхания красящего материала.
- По завершению процедуры окрашивания оборудование продувается через сжатый воздух. Опустошенный бачок и маслоотделитель промывается растворителем. Их протирают чистой тряпкой и оставляют на просушку.
Больше о технологии окраски в кораблестроении можно узнать из соответствующей статьи, посмотрите!
Какие лакокрасочные материалы применяют для окраски кораблей?
Для защиты деревянных и металлических элементов, из которых построено морское судно, существуют специальные типы лакокрасочных покрытий.
Зачастую краски наносят в несколько слоев. Первый слой называют грунтом. Данное покрытие должно обладать максимально надежными антикоррозионными свойствами.
Помимо пленкообразователя на стадии производства в краску добавляют пигмент, придающий цвет и повышающий устойчивость конструкции к атмосферным осадкам и соленой воде. Сопротивляемость перед коррозией напрямую зависит от удельного веса входящего пигмента. Широко употребляются следующие пигменты:
- белые;
- желтые;
- коричневые;
- красные;
- зеленые
- синие;
- черные.
Пленкообразователи – это вещества, которые способны объединять пигментные частицы и создавать крепкую пленку на поверхности металла или дерева.
В состав красок входят также разнообразные виды олифы и лаки. Олифы – производные органических продуктов. К натуральным олифам относят жидкости, изготовленные из льняного, конопляного и других растительных масел.
В нормативных требованиях окраски судов упоминается, что приготовление судовых красок должно выполняться на основе натуральных природных олиф.
Кроме пленкообразующих компонентов для выпуска красок используют лаки. Речь идет о растворенных естественных или искусственных смолах. Высушенная поверхность, окрашенная лаками, блестит и имеет плотную пленку. Различают масляные и синтетические лаки.
Загустевшую краску можно развести растворителями – летучими соединениями, которые растворяют затвердевшие лакокрасочные материалы до нужной вязкости. В их группу входят:
- уайт-спирит;
- скипидар;
- ацетон и пр.
При окраске военных кораблей и грузовых судов днища обрабатывают поливинилхлоридными эмалями, которые содержат оксид серы, предотвращающий обрастание поверхности водорослями и микроорганизмами. Полиуретановые, уралкидные и винилово-эпоксидные эмали и грунтовочные составы, обеспечивающие стойкую антикоррозийную сохранность, целесообразнее использовать при окрашивании корпуса, а стены в помещениях для персонала предпочтительно покрывать пентафталевой эмалью холодной сушки.
В заключение стоит добавить, что судовые краски служат не только для украшения и обновления корпуса, палубы и трюма. Применяемые эмали и грунтовки должны в первую очередь оказывать положительное воздействие на мореходные качества корабля.