Технология покраски яхт и катеров
Особенности процесса
Для того, чтобы результат радовал глаз, нужно соблюдать правила окраски судов. К организации окрасочных работ яхт и катеров существует ряд требований, которые удается выполнить только внутри оснащенного спецтехникой закрытого пространства. Покрасочные камеры обеспечивают прежде всего:
- Близкое к дневному равномерное освещение рабочей зоны. Это позволяет точно подбирать нужные оттенки и гарантирует, что цвета будут выглядеть на солнце так же, как было задумано изначально.
- Очищенный от пыли, инородных частиц и активных химических соединений воздух.
- Оптимальную для сушки свежеокрашенной поверхности температуру.
Оборудование окрасочных камер
Чтобы обеспечить подходящую для окраски яхт и катеров среду используется ряд приспособлений и технических устройств.
Приборы для освещения
Это оборудование состоит из светильников, установленных по периметру помещения и имеющих возможность регулировки наклона освещения. Ориентирование светового потока под нужным углом позволяет подбирать цвет наиболее точно.
Приборов должно быть достаточно, чтобы помещение было ярко освещено. Каждый из светильников оборудуется лампами в количестве от двух до четырех. Необходимо также обеспечить хорошее охлаждение осветительной системы во избежание возгорания и пожара.
Комплекс фильтрации
Воздух проводится в камеру через систему объемных поверхностей, задерживающих пыль и абразивные частицы. Для этого вентиляторами создается давление в подводящем трубопроводе. Интенсивность подачи контролируется подвижными створками заслонок. В роли пылепоглотителя могут выступать стандартные фильтры тонкой очистки, эффективность которых достигает 98 процентов.
Важной составляющей является и выводящая воздух подсистема. Как правило, на полу монтируются фильтраторы, останавливающие красочный туман с тем, чтобы наружу выходил только воздух.
Тепловой агрегат
Необходимый температурный режим предоставляет нагревательное оборудование. Технику выбирают в зависимости от доступного источника энергии.
Наиболее экономичны газовые теплогенераторы, за ними следуют дизельные и электрические. Если есть возможность прямого подключения к магистрали или установки рядом с камерой емкости со сжиженным газом – лучше воспользоваться именно этим вариантом. Дизельные горелки отличаются возможностью гибкого и оперативного регулирования температуры от 25 до 80 градусов. Крайние значения диапазона хорошо подходят для основных режимов: распыления краски и сушки.
Компрессор
Подбирается по параметрам имеющегося краскораспылителя. Расход воздуха, производимый пневмоинструментом, не должен быть выше производительности воздухонагнетательной машины. Также важно обеспечить соответствие рабочих давлений сопрягаемого оборудования.
Выбирая компрессор по мощности, стоит учитывать и необходимость задействования дополнительного пневмоинструмента. Наверняка понадобиться подключить к пневмосистеме шлифовальную машину и гравер.
Лучшее качество окрашиваемой поверхности дают безмасляные компрессоры. Эта разновидность техники гарантирует отсутствие капель масла в составах, подаваемых на окрашиваемые участки. Можно использовать и масляные агрегаты, но тогда потребуется установить перед краскопультом уловитель масла.
Требования к помещению
Необходимые условия внутри покрасочной камеры для яхт, катеров и другого водного транспорта обеспечиваются и соответствующим обустройством помещения. В этом вопросе существуют также немаловажные нюансы. Прежде всего, помещение приводят в соответствие со следующими положениями.
- Стены, пол и потолок утепляются с помощью негорючих материалов.
- Стыки и соединения конструкций, отделяющих внутреннее пространство от улицы, должны обладать максимальной герметичностью. Эти требования распространяются и на двери.
- Важно предусмотреть несколько выходов из помещения: в случае пожара таким образом эвакуация персонала происходит достаточно оперативно.
Для покрытия стен помещения часто используется матовое напыление. Помимо повышения герметичности этот материал имеет свойство притягивать и фиксировать пыль. Покрытие временное, но его ресурса достаточно для нескольких циклов окраски. Если состав матового слоя не включает препятствующие горению компоненты, поверх наносится противопожарный слой.
Для организации вытяжки на полу применяются металлические решетки, которые располагают послойно. Это позволяет добиться беспрепятственной циркуляции воздуха одновременно отсекая лакокрасочную взвесь. В качестве основного опорного материала наиболее востребован бетон, так как материал дешев и без труда позволяет создавать пол на одном уровне со вспомогательными и служебными помещениями.
Крепеж вентиляции должен быть надежным. В противном случае возникнут перекосы, образуются засоры и эффективность работы системы снизится. В помещении начнут скапливаться красочные испарения, а риск воспламенения многократно возрастет.
Этапы окрасочных работ
Для эффективного покрытия яхт и катеров применяется технология окраски кораблей. Процесс происходит пошагово в специализированной камере.
- Перед покраской производится подготовка поверхностей. Посредством вибрационных или эксцентриковых шлифовальных машин, заряженных грубой наждачной бумагой, удаляется старая краска. Для обработки участков покрытых необрастающей краской обязательно применяется метод влажной шлифовки - так удается избежать вдыхания токсичной и ядовитой взвеси.
- Непосредственно перед началом окраски с поверхностей удаляется вся пыль. Это делается с помощью специальных растворов очистителей. Затем производится промывка большим количеством воды. Особое внимание уделяется вощеным или жирным участкам, с которых должен быть полностью удален жировой или восковой слой.
- Грунтовка производится после продувки и очистки помещения от пыли.
- Для создания режима, соответствующего определенной стадии процесса, оборудование настроено согласно нескольким заданным профилям. При окраске теплый воздух подается в помещение от пола к потолку.
- Продувка позволяет очистить помещение от лакокрасочного тумана и паров растворителя с тем чтобы эта масса не осела на окрашенную поверхность. В зависимости от объема помещения и мощности вентиляторов время продувки может составлять от 5 до 10 минут.
- Сушка характеризуется круговой циркуляцией нагретого воздуха, не более 20 процентов, которого замещается через очищающие фильтры забором снаружи.
- Охлаждение – завершающая стадия, при которой поверхность судна приобретает стандартную для жилого помещения температуру, а в камере создаются нормальные условия для работы персонала. Продолжительность этого этапа зависит от температуры и времени нагрева при высыхании, как и от материала из которого изготовлен корпус судна.
- На заключительном этапе производится доводка поверхностей. Отдельные участки шлифуются и полируются. Полированный корпус судна проще очищается помпой, а для загрязнений представляет трудноосваиваемую поверхность. Для придания идеальной гладкости используются специальные чистяще-полирующие составы, включающие силикон или воск. Полировку возможно проводить после тщательной очистки камеры, исключая тем самым попадание на поверхности пыли и других твердых частиц.
Окрасочная камера является сложным техническим сооружением, позволяющим повысить производительность и существенно улучшить качество проводимых работ. Если соблюдается технология и используются добротные материалы, в таком помещении можно получить окрашенные поверхности высочайшего уровня. Получившийся слой краски ложится на подготовленную поверхность с высокой адгезией и будет обладать повышенной долговечностью. Этому не в малой мере способствуют и специальные условия высыхания краски: оптимальный температурный режим, равномерно прогретый воздух и отсутствие пыли и загрязнений.