Покраска в кораблестроении - какой краской красят корабли
Эффективным и самым распространенным способ защиты от коррозии остается покраска кораблей перед началом эксплуатации или в рамках техобслуживания. Чтобы получить достойный и надежный результат важно придерживаться существующих рабочих схем. Технология окраски в кораблестроении является точной и выверенной. Произвольные упрощение или изменение регламентированных процедур, замена материалов недопустимы.
Технология окрашивания кораблей
Операция покраски днища корабля должна обеспечить этой части наиболее стойкое покрытие: обновление защитного слоя здесь будет невозможно до следующего захода в док.
Для подводных зон используются на выбор краски:
- эпоксидные;
- этиноливые.
Имеет значение и какой краской красят корабли, и количество наносимых слоев. Для участков, контактирующих с водой, нанесение происходит в четыре прохода с полноценными периодами высыхания. При этом носовая оконечность и сварные швы дополнительно покрываются еще дважды.
Правильная покраска кораблей и судов любой компании требует в качестве финишного покрытия использовать необрастающие составы, содержащую опасные для живых организмов ртутно-мышьяковые соединения. Ядовитая пленка формируется в два слоя поверх антикоррозионного лака, если судно ходит в умеренных или южных широтах, и в один – для северных морей. Для единиц, работающих на рейдах в северных акваториях, а также в пресной воде, технология окраски кораблей нанесения необрастающих красок не предусматривает.
Для подводных участков судов с малым водоизмещением допустимо применение термопластических красок при нанесении разогретыми до 120˚С поверх каменноугольного лака. Такое покрытие способно защитить как от коррозии, так и от закрепления на поверхности водной флоры и фауны.
Пояс переменной ватерлинии покрывают одним из видов следующих составов:
- эпоксидными эмалями;
- сополимерными красками.
Для надводных частей корпуса применяют поверх грунта эмали:
- глифталевые;
- пента-фталевые.
Палубы окрашивают в зависимости от интенсивности использования конкретных участков. Так, для зон, используемых для проведения швартовочных работ, рекомендуются нескользящие пентафталевые составы. Основная же площадь обрабатывается эпоксиэфирными эмалями.
Для окраски судовых помещений используют краски эмалевые или масляные, свободные от содержания токсичных компонентов. Наиболее приемлемыми являются не поддерживающие горение пентафталевые краски. Показана для этих целей и водоэмульсионные краски, которые также негорючи и не имеют запаха.
Помещениям для обычных грузов подойдут пентафталевые эмали, а для трюмов с химически активными веществами лучше использовать эпоксидную шпаклевку в несколько слоев или составы на основе полиуретана. Для танков, содержащих топливо, необходимы специальные эмали. Балластным емкостям и другим объемам повышенной влажности подойдут водостойкие покрытия – этиленовые краски. Цистерны под питьевую или техническую воду следует покрывать кремнийорганическими или основанными на калиевом стекле красками.
Способы нанесения краски
Существуют несколько способов, которыми осуществляется покраска в кораблестроении. Два наиболее распространенных: распыление и втирание.
Втирание
Втирание производится кистями вручную и гарантирует поверхность высокого качества, но занимает немало времени. Самый ответственный этап – нанесение грунта рекомендуется производить именно таким способом. Последующие слои кладутся после высыхания предыдущих, причем чем дольше в разумных пределах этот период, тем лучше. С другой стороны, многие виды красок деградируют от воздействия воздуха и ультрафиолета, поэтому важно найти золотую середину в интервале нанесения слоев.
Качество нанесения определяет и уровень вязкости краски. Излишне жидкая консистенция служит причиной появления наплывов и потеков, обратная ситуация порождает рябь и полосы от волоса кисти. Избыток влаги в воздухе или в краске приводит к появлению дефектов в виде пузырей и пор.
Распыление
Распыление – более производительная технология окрашивания кораблей. Главное требование к компрессору при воздушном способе подачи краски - наличие водоотделителя, предотвращающего попадание в краску частиц масла и воды. Другой вариант – использование плунжерного или поршневого насоса и распылительного пистолета, позволяющий полностью исключить попадание любых посторонних компонентов в краску.
Применение электростатических распылителей позволяет добиться наибольшей экономии расхода краски. Запрещается пользоваться распылителями для нанесения токсичных или ядовитых красок. Также нельзя использовать воздушные распылители для создания грунтовочного слоя. Для того, чтобы покрытие было ровным и стойким, необходимо строго придерживаться технологического процесса покраски судна краскораспылителем.
Покрасочное оборудование для кораблей
Разнообразное покрасочное оборудование для кораблей также определяет результативность, эффективность и качество процесса. Можно выделить следующие инструменты.
- Кирка, пневмомолоток – необходимы для очистки толстых напластований ржавчины.
- Скрябки – позволяют удалять остаточные куски ржавчины и старой краски. Для деревянных поверхностей используются цикли.
- Щетки электромеханические или пневматические – применяются для зачистки поверхностей после отбоя ржавчины.
- Шпатели – служат для нанесения шпаклевки.
- Волосяные кисти применяются для затирки краски, а также для декоративных и маркировочных работ.
- Валиковые кисти – используются для закатки больших плоских площадей.
- Краскораспылители – это оборудование вне зависимости от устройства и принципов работы дает возможность автоматизировать процесс окраски.
Отдельным видом оборудования является и окрасочная камера для кораблестроения, которая позволяет производить все работы в любой сезон вне зависимости от погодных условий.
Эллинг
Полная окраска для кораблестроительных компаний может проводится в специальном сооружении – эллинге. В закрытом помещении создается микроклимат с оптимальными температурой и влажностью, что способствует наиболее эффективной работе. Ремонтные помещения для судов с большим водоизмещением сооружения уникальные. Так на Севмаше имеется док-эллинг площадью 373 х 78 м2 с тремя стапельными линиями. Некрупные судоремонтные предприятия имеют крытые доки значительно более скромных размеров.
Для судов с малым водоизмещением, таких как любительские яхты, покрасочная камера для кораблестроения может быть организована в подходящем по размерам боксе при соблюдении следующих условий:
- Окраска в закрытом помещении должна проводится с применением респираторов.
- При использовании сооружения в постоянном режиме рекомендуется организовать систему вентиляции и обогрева.
- Наиболее благоприятные условия для покраски от + 15˚С до + 25 ˚С при влажности до 70%.
- Поверхности с сохнущей краской не рекомендуется подвергать прямому попаданию солнечных лучей. Если в эллинге в наличии окна большой площади их желательно временно закрыть.
- Экономия на отоплении просторного помещения может осуществляться в разумных пределах. Минимально допустимая температура + 5 ˚С.
Окраска кораблей - сложный и многогранный процесс, требующий специальных знаний и высокой квалификации. В пользу обращения судовладельца к профессионалам говорит необходимость ежегодного обновления наружной краски и необрастающего защитного слоя при каждом доковании. Несколько проще обстоит дело с окраской внутренних помещений, которую достаточно проводить вновь спустя 2 – 3 года своими силами.